Пятница, 29.03.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Петр Виноградов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ДОЛ
    Петр Виноградов
     

    Серия «Незнакомая Россия».

     

       Пётр Виноградов.

    №1«У колыбели Исполина»  

           ( Журнальный вариант).  

     

    Россия. Найдётся ли второе государство,  о котором было бы написано столько интересных книг? Думаем, что нет.

    Причины? Причины достаточно серьёзные! (И все они давно указаны в специальной литературе). Взять хотя  бы  главную: особое географическое положение нашей страны. Ведь с самого момента своего рождения Русь–Россия стала настоящей прокладкой между двумя мирами – Европой и Азией. (А эти части света действительно были разными мирами!). Значит? Значит, всегда (при желании) можно сказать что-то новое. Белых пятен в нашей истории пока хоть отбавляй!

     Какую задачу ставят перед собою авторы настоящей работы? На первый взгляд довольно простую: хотя бы в общих чертах описать становление первого централизованного государства. Того, которое  все знают как Киевскую Русь.

    Почему такой интерес именно к данному периоду?  Почему, например,  следуя модной ныне традиции, не поговорить о ранних фазах этногенеза славян? Ведь тут можно приобрести популярность без особого риска. Проверенные письменные источники практически отсутствуют. Археологические материалы очень разнообразны и не дают чёткую картину (значит, любая относительно связная гипотеза будет принята!).

    Объясняем. Потому,  что и предлагаемый вопрос, вопрос,  важность которого вряд ли стоит доказывать, совсем не считается решённым. Жаркие споры в научных (и не только научных!)  кругах продолжаются.

    Истинные корни разногласий давно известны. (Следовательно, о них мы умолчим). Напомним самое главное. Существует (как ни странно до сих пор!) две группы исследователей, которых очень сложно примирить. Одни упорно приписывают создание нашего государства германцам-викингам. Вторые почти напрочь (с таким же упорством) отметают участие западных соседей в этом процессе.

    Следуя своим старым правилам, мы не станем ввязываться в чужие споры. Просто выскажем свою точку зрения. Опираться при этом будем (опять же согласно собственным правилам)  на данные науки. И не забудем (не ради ложной скромности, а ради справедливости!) сразу оговорить гипотетичность некоторых выводов.

       А что, кстати, наука говорит об интересующей нас эпохе? Эпохе, когда  соседние народы неожиданно заговорили о славянах. Как и где жили тогда  предки  россиян?

    Современное состояние науки даёт основание утверждать, что в первые века нашей эры славяноязычные племена занимали область между Днестром, Припятью и верхней Вислой. Не выясненные до конца причины (возможно,  конфликты с соседями) дают толчок, начинается расселение. К 4 веку славяне (тогда ещё венеды)  разделились на несколько групп, самыми крупными из которых были склавины и анты.. Грозные события 4-5 веков, известные как « Великое переселение народов» вносят свои коррективы. Наши предки снова приходят в движение; осваиваются новые территории, складываются новые племенные союзы.

    Тогда-то на историческую арену и выходит такая интересная общность как поляне (которую некоторые исследователи по инерции считают просто сильным племенем) Та самая, что на месте древнего поселения Кгуе основала, ставший со временем столицей Киев.

    Теперь самое время поговорить относительно этимологии термина «русь». Вопрос тоже далеко не праздный. И дискуссии тоже вызывает самые ожесточённые!

     Есть причины полагать, что так в определённый период называли как раз полян. На это указывают важнейшие исторические документы. В «Повести временных лет», например, можно прочитать следующее: «...поляне, яже ныне завомая Русь».

    Остановимся. Налицо явное противоречие. Согласно нашей же исторической традиции поляне «от рода Словеньска» (это выдержка из Лаврентьевской летописи). Да и современные исследователи склоняются к тому же мнению. Но про «русь» такого никак не скажешь!  Всё указывает (и указывает вполне определённо) на её германские корни.

      Давайте, кстати, об этой этнической группе расскажем подробнее. Какой информацией располагает наука?

    Тут необходимо кое-что напомнить. С течением времени слова  изменяются до неузнаваемости (особенно,  если переходят из одного языка в другой). Этноним « русь» сравнительно позднего происхождения.  Ранее,  скорее всего,  использовались другие. Какие именно? Познакомимся с мнением специалистов.

    Самой правдоподобной на сегодняшний день является теория, согласно которой «русь» это иное, более позднее название такой германоязычной народности как руги (или ругии). Давайте поговорим и о них. Период самостоятельного существования ругов первый и второй века. Но не позже. В 3 веке они по сути дела уже реликт. Причина – поражение в войне с готами. Уцелевшая часть уже не могла оставаться на старых землях. Началось активное расселение (как и у славян). А значит  контакты с соседями, которые всегда кончаются метисацией. Ну а лексические заимствования тут  тем паче обязательны!

    И вот  в обиход  входят новые названия. Основные для 5-6 веков: «россы» и «русы». Известный готский историк Иордан также упоминает « народ россомонов», в котором при желании можно узнать тех же ругов.

    Ещё позже (7-8 вв.) в летописях фигурирует уже целая « страна  Руссия». Наши непосредственные предки тут ни при чём. Эту «Руссию» создавали германоязычные племена - отдалённые потомки ругов, унаследовавшие их имя. А славяне просто жили по соседству!

    Надо сказать, что ругов считают германцами просто следуя традиции. И такой точки зрения придерживается только часть историков. Есть иные версии. Известный исследователь А. Кузьмин, допустим, считает их потомками иллирийцев, воинственного народа, жившего в древности на берегах Дуная. И его мнение кое-кто разделяет.

    Мы в такую масштабную полемику вступать не будем. Уже потому, что ставим перед собой другую, более скромную задачу – рассказать о создании Киевского княжества. А ругов условимся считать германцами.

    Теперь насчёт полян. Вероятнее всего они (это мнение большинства серьёзных исследователей)  были не народностью, а сильным племенным союзом. Возможно, даже просто военным. Его ядро составляли славяне. Конкретно анты (которые в те времена были больше известны как « дулебы» или «волыняне»). Но и русы в силу того уже, что проживали рядом к этому союзу, скорее всего,  относились.

    Полного слияния, конечно, не было. Говорить можно исключительно о проживании на смежных территориях. Но законы общественного развития постепенно брали своё. Две группы соседствовали в течение длительного времени. Естественно, имели место смешанные браки. Очень часто (например, во время войны) «русы» и славяне вынуждены были действовать совместно. Плюс товарообмен, который имел место всегда. И,  в конечном счёте,  произошло то, что и должно было произойти: два народа стали одним! А название сохранили немецкое. Вероятно, потому, что военное сословие (которое занимало самое высокое положение в обществе) на первом этапе формировалось из германоязычных русов. Потом туда, естественно, стали попадать и славяне. Это дало свой результат: слово «русы» перестали связывать с определённой народностью. Начали использовать для обозначения всех, кто носил оружие.

    Неизбежен вопрос: а как же норманны? Какова их роль в образовании первого российского государства? Скорее всего, не так уж и велика. Сейчас многие специалисты к известной легенде «о призвании варягов» подходят с большой осторожностью. И на то имеются серьёзные причины!

    Начнём с простого вопроса: а кто такие, собственно, варяги? Это что, какой-то конкретный народ? Отнюдь нет. Варягами, точнее варингами (буквально: «давшими одну клятву») называли сообщество независимых людей, главным занятием которых была война. Да, они иногда собирали сильные дружины, но важные политические вопросы самостоятельно решать не могли. Прямо связывать эту маленькую прослойку с «Русью» нельзя! Говорить можно только о симбиозе.

    Теперь обратимся к летописи. Там приглашённые новгородцами названы «Варяги Русь». Почему именно так? Продолжим чтение. Узнаем, что «друзии зъвутся Свие,  друзии  Урмане,  Анъгляне, друзии Гъте, тако и си». Какую картину мы видим? Перечислены все северные народы (которые имели отношение к «викингам»). Кроме... кроме русов!

    Вывод? Вывод тут на наш взгляд можно сделать только один: пришельцы были именно русами. Вероятно, той их частью, которая обитала на берегах Балтийского моря. Но откуда появилась странная форма «Варяги Русь»?! Ведь западноевропейские хронисты скандинавов так никогда не называли! Тут можно только гадать. Не исключён следующий вариант. «Русами» в определённый исторический период именовали не только смешавшихся с балтами и славянами потомков ругов, но и данов (предков датчан). Это может вызвать недоумение некоторых исследователей. Ведь принято считать, что руги и их потомки (особенно те, которые сделали своей базой остров Рюген) долго враждовали с данами. Да, но европейские хронисты всех подробностей не знали. Для них и русы и даны были просто пиратами!  Викингами. А вот дополнительный аргумент в пользу того, что данов также могли называть «русами». Аргумент достаточно веский. Народы финно-угорской группы (а они жили в самой непосредственной близости от славян), как правило, называли викингов «руотси». Возможно, этот термин был сильно измененным наименованием древних ругов. Самыми сильными из викингов справедливо считали данов. (Вероятнее всего, поэтому новгородцы к ним и обратились). Со временем для многих европейцев слова «даны» и «викинги» стали почти синонимами. Но это в Западной Европе «викинги». А в Восточной «руотси»! Ну а знаменитый Рюрик… не кто иной,  как Рерик  Ютландский. ( Так считает целый ряд историков).

    Впрочем, с выводами торопиться опасно. Точек зрения хватает! Нет даже единого мнения относительно национальной принадлежности Рерика. Одни считают его уроженцем Ютландии, сыном влиятельного конунга Гальфдана. (То есть викингом). Другие знатным славянином, потомком полулегендарного Гостомысла. Третьи выходцем из Пруссии.

    Нет никакой уверенности и в том, что жители Новгорода кого-то приглашали. Куда более правдоподобной выглядит другая версия: Рёрик (так звали князя на самом деле) сформировал сильную дружину, и захватил богатый, многолюдный город!

    Появление новой силы способствовало быстрейшему объединению славянских племён. Рёрик и его приемники достаточно активно использовали местное население.  Например,  при захвате новых земель. А,  кроме того,  поощряли браки между славянками и варягами. Именно поэтому в сжатые сроки возникло сильное (особенно в военном отношении) централизованное государство.

    Кто выиграл,  в конечном счёте? Славяне. Да иначе и быть не могло! Они в своём развитии далеко обогнали германцев. Умели хорошо обрабатывать землю, освоили важнейшие ремёсла. А главное выбрали путь мирного строительства. Такие, как показывает практика, рано или поздно займут лидирующее положение. Культура всегда побеждает!   

     

     

     

    «ДВА   КАМНЯ».

    (поэма)

    Поэтам России посвящается

     

     

    Граница пустыни. Граница миров,

    Где крикам ответит лишь эхо!

    А там, у пунктиров забытых дорог,

    Видна неизменная веха –

     

    Плита, вся заросшая пыльной травой

    (Вся в трещинах, словно в морщинах!) -

    Людской эфемерности символ немой,

    И слабости нашей картина.

     

    Над ней  грациозно плывут облака,

    Песчаные смерчи танцуют,

    Идут роковым караваном века,

    Да ветры залётные воют.

     

    Забыли давно, кто и кем здесь зарыт,

    И даты никто уж не знает:

    Ведь тленен живой.  А безмолвный гранит

    Надёжно все тайны скрывает!

     

    Ничто не нарушит покоя его:

    Молчание правит тут вечно;

    Седые эпохи над чахлой травой

    Сгорают, как сны быстротечны,

     

    А воздух тяжёлый, не видя веков,

    Не зная, что есть перемены,

    Лишь слабо дрожит над разливом песков.

    Немой. Безразличный. Нетленный!

     

    Порой на унылый холодный гранит

    Опустится быстрая птица,

    И с криком тревожным опять улетит

    К пропитанным кровью зарницам.

     

    Скользит по пустыне крылатая тень,
    (Могильный покой нарушая),

    Пытаясь догнать убегающий день,

    И времени вызов бросая!

    Да странник усталый, пройдя много вёрст

    Кошмаром горячим и пыльным,

    Сойдёт с караванной тропы, бросит трость,

    И сядет на камень могильный.

     

    Потом он вздохнёт, поникая главой,

    Став частью забытой могилы.

    Тут грустные думы охватят его,

    Отнимут последние силы.

     

    На небе лазурном зажжётся звезда,

    И даль в лёгкой дымке растает…

    Текут по барханам пески, как вода…

    Но что там, вдали, ожидает?

     

    У нас за спиной - лишь частица пути.

    Но как человек ни старайся,

    Весь путь до конца он не сможет пройти.

    И с этим авансом смиряйся!

     

    А мы всё куда-то зачем-то спешим

    ( Несчастные жертвы цейтнота!),

    То надо доделать, а это решить…

    Раз! - жизнь пролетела в заботах.

     

    Нетающий снег застилает висок,

    Сменяет поэзию проза,

    И грёзы былые заносит песок,

    Наивные детские грёзы!

     

    Но мы не глядим на осеннюю медь,

    Сбегаем от первой метели

    В порыве немыслимом – всюду успеть.

    Да, может быть, мы б и успели,

     

    Но Смерть, как и Жизнь, – начало начал,

    Такой же фундамент  Вселенной,

    Как путь ни далёк, неизбежен привал,

    Закончишь ты им непременно!

     

    Слепящее солнце над миром взойдёт,

    И вспыхнут алмазами росы…

    И новый идущий по жизни найдёт

    Лишь тяжесть немого вопроса!

     

    Живым этот камень как грозный урок.

    Эй! Глупые спрячьте улыбки!

    Ваш час недалёк, подводите итог.

    Ищите, в чём ваши ошибки!

     

    Так мудр ли тот, кто, забыв про уют,

    Зачёркивал дни суетою?

    Что думал об этом нашедший приют

    Под этой тяжёлой плитою,

     

    Невольно продлившей его бытиё,

    На миг отложившей забвенье?

    И чем нам назвать долговечность её,

    Плевок на всесильное Время?

     

    Желанием в чём-то остаться сынам?

    А может, лишь прихотью странной?

    Ты сам бы не смог объяснить это нам,

    Создатель её безымянный!

     

    Мы часто одною дорогою шли,

    Кто медленно, кто побыстрее,

    Но цели у каждого были свои,

    А их достигать мы умеем!

     

    Владыки Египта, лишь славы хотя,

    Громады гробниц возводили,

    И их имена, над годами летя,

    В граните навеки застыли

     

    Для внуков и правнуков их воскресит,

    (Для всех, всех, всех, всех поколений!)

    Звучащий веками рассказ пирамид -

    Ведущие в вечность ступени.

     

    Но сгинули ведь, не оставив следов,

    В дорожную пыль превратились

    Те сонмы безвестных, чьим адским трудом

    Нетленные вехи творились.

     

    Из этих никто не стремился достичь

    Огромной, немеркнущей, высшей

    Известности. Их гнали голод и бич.

    Простое желание выжить!

     

    Как много дать может идущим,  поверь,

    Сокрытое в образе Слово –

    Щеколдой столетий закрытая дверь

    К непознанным тайнам былого.

     

    И нас отворить её властно манит,

    Незримой иглой сердце раня,

    Под чьей-то рукою оживший гранит,

    Душа, сохранённая в камне!

     

     

    И наши потомки на новой версте

    Тернистой и долгой дороги

    Найдут  пролежавший века в темноте

    Кусок нашей бурной эпохи.

     

    Как много камней в обелиске твоём.

    Как он величав и массивен!

    Но будут судить о тебе не по нём.

    Не будь, человек, так наивен!

     

    Бурьян зацветёт на руинах жилищ,

    Забудутся помыслы наши,

    И только дела сквозь печаль пепелищ

    Пройдут нерасплёсканной чашей.

     

    Так что тебя ждёт? Золотой пьедестал?

    Поклонниц горящие взоры?

    А, может, проклятий немыслимый шквал,

    И чёрные пятна позора?

     

    Владыкой, мыслителем, кем ты ни будь,

    Над сердцем чужим ты не властен.

    Дурманом похвал опьянясь, не забудь:

    Грядущего суд беспристрастен!

     

    Лжи ветхие рубища нас не спасут,

    Они ненадёжное платье!

    А слава (любая!) – лишь плата за труд;

    Как сделаем, так и заплатят!

     

    Как много страниц ты, поэт, исписал,

    Став жертвой опасного торга!

    Ты хочешь, чтоб правнуки, их отыскав,

    Умолкли, застыв от восторга?

     

    А жажду их душ утолить-то ты смог

    (Назло всем лжецам и тиранам!)

    Живою водой обличающих строк,

    Целительным Правды бальзамом?!

     

    Погасит все страсти недель череда,

    И юность куда-то за горы

    Уйдёт незамеченной, только тогда

    В туманные, мглистые зори,

     

    К бессмертию смело шагнут за порог,

    Взлетят выше чопорной Славы

    Стихи, освящённые пылью дорог -

    Лучи обжигающей Правды!

     

    А ты и не рад уж, сгоревший дотла.

    Но злая насмешка не в этом,

    А в том, что борьба за известность была

    Твоим величайшим просчётом!

     

    Не славу, а Истину ищет поэт.

    Она его Бог до могилы.

    Брось лавры, творящие выше сует,

    И в этом их главная сила!

     

    Извечно таков честолюбца удел:

    Спешил, суетился, старался…

    И имя своё обессмертить сумел.

    Но в чём он живущим остался?

     

    Ты жаждешь богатства? Ты ищешь венец?

    Ты стал вечной жертвой цейтнота?

    Я вижу, не глуп ты. Но ты – не творец.

    Но ты не рождён для полёта!

     

    Кто Правде одной только служит, тому

    Нетрудно отвергнуть мирское.

    Не золото будет наградой ему,

    Не слава – дурман для героев…

     

    Да, кстати, награда таким не нужна,

    Они были выше награды

    Во всех государствах, во все времена!

    Не знает творец и преграды.

     

    Ведь дикие песни безумных ветров,

    И нежные птичьи хоралы,

    Пожары рассветов, прохлада ручьёв –

    Всё это его пьедесталы!

     

    Следы его всюду, куда ни взгляни,

    Остались следы те навеки.

    Пускай ураганом проносятся дни,

    Сметая и царства и вехи!

     

    Пускай к неизбежной могиле влечёт

    Владык величавые троны,

    Пускай навсегда зарастают плющом

    Заброшенных капищ колонны.

     

    Пускай опадает в аллеях листва,

    Асфальт городской покрывая,

    Пускай исчезают в волнах острова.

    Одни имена оставляя.

     

    Пускай засыхает от зноя трава,

    Пускай притупляются чувства,

    Пускай мракобесы в огонь, как дрова,

    Бросают частицы Искусства –

     

    Высокий храм Правды всё также стоит,

    Зовущий. До боли прекрасный.

    Он старше законов, держав, пирамид!

    Над ним злое Время не властно.

     

    Дробится гранит, высыхают моря,

    Уходят в легенды герои,

    Но эти ростки не заглушит бурьян,

    И талые воды не смоют.

     

    За Правдой иди, не за славой земной,

    Забудь про ничтожные цели.

    Вот в вечность путёвка! Доволен ценой?

    Войди же в заветные двери!

     

    Ответ твой я знаю, но помни одно:

    В пути повороты не редки;

    Что свято вчера, то сегодня грешно…

    Ты знаешь такие отметки?

     

    Льды тают, и снега звенит серебро,

    На серые падая камни…

    Скажи, человек, что такое добро?

    И  есть ли тут чёткие грани?!

     

    Твои идеалы – увы! – не вечны,

    А логики серость убога.

    И дней, что любому на выбор даны,

    Так мало, так мало… Так много!

     

    А Жизнь трубит над забытым гнильём,

    Готовая к новому бою,

    И, в даль убегая, шумит ковылём,

    Как будто зовёт за собою!

     

    Взгляни, как лазурна небес высота!

    Что ей хлопотливые эры?

    Как честность светла! Как по-детски чиста

    Твоя близорукая вера!

     

    Расчётливость, мудрость, сомнения, страх,

    Рачительность (кредо старушки!),

    Заносчивость, зависть… Да всё это прах!

    Для глупых детей побрякушки.

     

    Ты сам это знаешь. За тысячи лет

    Исканий, ошибок, сомнений

    На каждый вопрос приготовлен ответ –

    Шпаргалка для всех поколений.

     

    Что сделать для ближнего? Прежде всего,

    Все старые догмы разрушив,

    Вдохни окрылённую душу в него,

    Отважную чистую душу.

     

    Взгляни, сколько бродит по свету слепцов.

    Направь их, поставь на дорогу!

    Ведь именно в этом вся сила творцов –

    Людей, возвратившихся к Богу!

     

    Лишь тот, кто поднялся до этих высот,

    Отбросив всё грязное, злое,

    В трудах настоящую славу найдёт,

    Других поведя за собою!

     

    Иные пророки в иные века

    Начнут его песню сначала;

    Он в них отразится, как в сотнях зеркал -

    Надёжнее нет пьедестала!

     

    А все эти плиты, дворцы, алтари,

    Как глупые люди не ставь их -

    Лишь мёртвые камни в дорожной пыли,

    Безмолвные мёртвые камни!

     

    Ведь слава, богатство и низкая страсть –

    Богиня глупца и гуляки -

    Уже потеряли вчерашнюю власть,

    Их место не в храме – в клоаке!

     

    Давно уж зовут нас в иные миры

    У пристани душ вдохновенных

    Свобода и Правда, две смелых сестры,

    Две главных Богини Вселенной!

     

    Так вечность имён или вечность идей?

    Чей выбор потомок осудит?

    Громады надгробий и души людей -

    Иных вариантов не будет.

     

    Два камня. Как два неизбежных пути.

    (Два трона. Два храма. Две тризны.)

    Вам, люди, решать, по какому пойти,

    Чему посвятить свои жизни!

     

     

     

     
     
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024